Модели ВАЗ классика (2101-2107). Типичные неисправности семейства
Автомобиль ВАЗ или попросту «Жигули» - популярная машина советского времени. 19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода сошли первые 6 автомобилей марки ВАЗ 2101. На тот момент выпустили 4 красных и 2 синих автомобиля. «Копейки», так в народе называли модель, прошли тестирование и в августе того же года, завод начал работу на полную мощь. К концу года с конвейера сошло 21530 машин, а к 1973 году ежегодные обороты завода составляли свыше 350 000 Жигулей.
Не отходя далеко, первый советский универсал Волжского завода – ВАЗ 2102. Модель серийно выпускали в период с 1971 по 1984 год. Основой при создании послужила «копейка». За период выпуска машину не однократно модернизировали и устанавливали двигатели с объемами 1.2 л, 1.3 л и 1.5 л. Грузоподъемность модели доходит до 250 кг, а кромка задней двери совпадает с уровнем пола, что облегчает выгрузку и погрузку багажа.
Автомобили ВАЗ 2101 и 2102 шли на экспорт. Такие машины снабжали дополнительным оборудованием, к примеру, омывателем заднего стекла, а позднее сиденьями "шестерки". Затем, с 1973 по 1977 год с завода выпускали ВАЗ 2103 – заднеприводный седан или «люксовая» версия «копейки». «Трешку» разрабатывали профессионалы из Тольятти и Турина. В первый год производства выпустили 1500 автомобилей.
Салон автомобиля установили с модели ВАЗ 2101, но детали носили индекс ВАЗ-2103В (В – временный). Базовый двигатель мог достигать скорости 100 км/ч за 17 секунд.
Салон «трешки» напоминал «копейку», но отличия имелись: расстояние над головой стало больше на 15 мм, а промежуток от потолка до сидения – 860 мм. Приборная панель оснащалась часами и тахометром в другом стиле. На заводе добавили пластиковые накладки, поэтому в салоне отсутствовал «голый» металл.
На протяжении некоторого времени автомобиль ВАЗ 2103 являлся надежным, комфортабельным и скоростным транспортным средством. С конвейера сошло 1 304 899 «трешек» за 12 лет выпуска. С 1984 по 2012 год АвтоВАЗ серийно выпускали советский универсал ВАЗ 2104. «Четверку» разрабатывали для замены модели универсала 2102. В базовый комплект входила установка обогрева заднего стекла. Салон установили от «пятерки», а грузоподъемность вдвое превышала предыдущие автомобили – 455 кг. С середины 90-х годов в комплект входил стеклоочиститель заднего стекла. Модель ВАЗ 2104 имела много модификаций, а перед завершением производства авто выпускали в Ижевске, и комплектовали решеткой радиатора 2107.

А вот легковой заднеприводный седан ВАЗ 2105 выпускали раньше «четверки», с 1980 по 2010 год – базовая модель второго поколения «классика». Путем серьезной модернизации автомобилей предыдущего поколения 2101 и 2103, разрабатывали «пятерку» для замены. Первые машины появились в конце 1979 года, а масштабно выпускали с 25 января 1980 года. Позднее, в период с 1995 по 2006 год с конвейера ограниченной партией сошли фургоны ВИС 2345 с использованием агрегатов и узлов «пятерки». Прямоугольные фары, вместо круглых, измененные кузовные панели – это повлияло на распределение модели ко второму поколению. Автомобиль, за 31 год производства, внешне не менялся, кроме корректировок в салоне, согласно требованиям безопасности.
В декабре 2010 года автозавод ВАЗ остановил выпуск «пятерки», потому что модель перестали покупать. На тот момент было выпущено 2 млн. 90 тысяч машин с разными модификациями. Когда в Тольятти остановили производство, выпускать планировали в Ижевске, но в итоге и там идею не воплотили. Пришло время поговорить о знаменитой «шестерке». Первый легковой заднеприводный седан ВАЗ 2106 сошел с конвейера Волжского автозавода 21 февраля 1976 года. Это люксовой версия «трешки», но с мощным двигателем и модернизированной отделкой. «Шестерка» оставалась престижной машиной до конца 1970 года. Одновременно модель выпускали с ВАЗ 2103 до 1977 года, затем «шестерка» полностью заменила «трешку». ВАЗ 2106 выпускали с разными движками: 1,6 л – ВАЗ 2106, 1,5 л – ВАЗ 2103, 1,3 л – ВАЗ 2101.
«Шестерка» имела шикарную комплектацию: новые сиденья с подголовником, панель приборов с часами и тахометром. Автомобили славились отличным качеством сборки, а также хорошей звукоизоляцией и динамикой.
В 1982 году серьезно модернизировали шестую модель: оснастили 75-сильным двигателем, поменяли отделку салона, с задних крыльев убрали катафоты. К 1990 году ВАЗ 2106 выпускали «люксовую» модификацию с индексом 21065. В машине имелась бесконтактная система зажигания, новый карбюратор, обивка салона и другие фары.
Несмотря на то, что «шестерка» широко экспортировали за рубеж, производство на заводе ВАЗ остановили 25 декабря 2001 года, но модель выпускали до начала 2006 года на ИЖ-Авто. За 30-летнее производство с конвейера сошло несколько миллионов моделей 2106.
Заднеприводный седан ВАЗ 2107 стал завершающей моделью в семействе «классика». Модификация «люкс» модели 2105 – «семерку» серийно выпускали с 1982 по 2012 год. Главное отличие от других моделей послужила новая «высокая» решетка радиатора. Также в машине поменялись задние фары, капот, багажник и бампера.
Характерные неисправности
Двигатель – сердце автомобиля. В зависимости от неисправности, может быть множество причин их возникновения. Помимо возможных неисправностей мотора, рассмотрим другие неполадки у моделей ВАЗ «Классика».
- Нормальная работа на холостых, но машина с провалами или медленно разгоняется. Причины:
- позднее зажигание;
- неправильная работа ускорительного насоса;
- низкий уровень топлива;
- неисправен центробежный регулятор распределителя зажигания.
- Мотор не может развить скорость или начинает дергаться на скорости более 90 км/ч. Причины:
- неисправен бензонасос или минимальный напор топлива;
- серьезный износ свечи (калильное зажигание);
- маленький ход поплавка;
- забился топливный фильтр;
- зависание молоточка (значительный зазор в контактах прерывателя);
- замаслены контакты прерывателя;
- из крышки карбюратора вышел эмульсионный жиклер эконостата и закрыл канал второй камеры.
- Холодный мотор не заводится. Причины:
- отсутствует герметичность топливного клапана;
- «пробивает» бегунок распределителя;
- диафрагма пускового устройства порвана;
- значительные зазоры в свечах;
- «пробивает» крышка распределителя;
- неправильная регулировка системы запуска двигателя;
- «забросаны» свечи;
- ток высокого напряжения бьет в разъем места выхода катушки зажигания;
- нерабочий резистор в бегунке распределителя.
- Тяжело запускается холодный двигатель. Причины:
- низкий уровень компрессии в цилиндрах;
- возможно, повреждена система впрыска или зажигания;
- неправильная регулировка межэлектродных зазоров в свечах.
- Пропуски зажигания на холостом ходу. Причины:
- неравномерная или низкая компрессия в цилиндрах;
- негерметичны шланги вентиляции картера двигателя или они отсоединены;
- подсос воздуха в системе впрыска, впускном коллекторе или шлангах;
- дефект высоковольтных проводов.
- Дребезжание при работе мотора. Причины:
- износ элементов двигателя (генератор, водяной насос и других);
- износ клапанного механизма или распредвала.
- Глухие или детонационные шумы. Причины:
- износ подшипников нижней головки шатуна (уровень шума снижается, когда уменьшается нагрузка);
- износ коренных подшипников (уровень шума возрастает при нагрузке);
- удары по поршню (сильнее слышно при запуске холодного мотора).
- Хрипящие или свистящие шумы. Причины:
- пробита прокладка головки блока цилиндров;
- негерметичны вакуумные шланги, прокладка выпускного коллектора или прокладка дросселя.
- Детонация в моторе при ускорении. Причины:
- сильный нагар в камерах сгорания;
- низкое октановое число топлива;
- тип свечей не соответствует требованиям;
- неправильно установлен угол опережения зажигания.
- Низкая отдача мощности мотора. Причины:
- пробуксовка сцепления;
- заклинивание тормозов;
- забит топливный фильтр;
- неравномерная или низкая компрессия в цилиндрах;
- неправильно установлен зубчатый ремень привода.
- Мотор работает после выключения зажигания. Причины:
- перегрет двигатель;
- сильный нагар в камерах сгорания;
- повреждена система впрыска топлива;
- не работает электромагнитный клапан остановки двигателя.
- Мотор не развивает полную мощность и не обладает достаточной приемистостью рывки и провалы в движении. Причины:
- неполноценное открытие дроссельной заслонки;
- забит воздушный фильтр;
- повреждение изоляции высоковольтных приборов;
- забит топливный фильтр, замерзла вода в системе питания;
- бензонасос не создает нужное давление в системе;
- неисправен датчик положения коленвала или его цепи;
- неисправен регулятор давления топлива.
- негерметична система выпуска;
- неисправен датчик скорости.
- Повышенный расход масла. Причины:
- подтекание масла через уплотнения двигателя;
- износ поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя;
- поломка поршневых колец;
- закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или в канавках поршней;
- износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов;
- повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок.
- Неустойчивая работа двигателя или глохнет на холостом ходу. Причины:
- поломка в системе зажигания;
- повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей;
- неисправен датчик дроссельной заслонки, форсунки;
- неисправен регулятор холостого хода или его цепи;
- неисправен регулятор давления топлива (постоянно открыт сливной канал);
- неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости;
- заедание дроссельной заслонки;
- неисправен датчик концентрации кислородов;
- Вспышки в карбюраторе. Без нагрузки мотор не поднимает обороты. Причины:
- неправильная установка зажигания распределителя (развернут на 180 градусов);
- неправильно подключены провода высокого напряжения;
- обеднена рабочая смесь.
- При запуске мотора коленвал не вращается. Причины:
- разряжен или неисправен аккумулятор;
- окислены или неправильно соединены клеммы аккумулятора;
- не работает стартер или тяговое реле;
- изношены зубья шестерни привода стартера или зубья маховика.
- Коленвал вращается, но мотор не заводится. Причины:
- отсутствует бензин;
- повреждения в системе впрыска топлива;
- если коленвал вращается медленно, возможно разряжен аккумулятор;
- повреждена система зажигания.
- зазоры 1 мм и более между электродами свечей;
- неисправный контроллер;
- неисправен регулятор холостого хода;
- засорился топливный фильтр, замерзла вода в системе, пережаты шланги.
- Низкие обороты холостого хода. Причины:
- неисправен регулятор холостого хода;
- высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора;
- неправильно установлен угол опережения зажигания;
- засорение жиклеров холостого хода, повреждение уплотнительного резинового кольца винта качества;
- загрязнен фильтрующий элемент воздушного фильтра;
- неисправен регулятор давления топлива.
- Высокие обороты холостого хода. Причины:
- не полностью закрывается дроссельная заслонка;
- неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи;
- не герметичность форсунок;
- не отрегулирован привод педали «газа», нет свободного хода педали «газа»;
- неправильно установлен угол опережения зажигания;
- повышенное давление в топливных магистралях из-за неисправного регулятора давления или его пневмомагистрали, деформации трубок, перегиба сливного шланга.
- Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя. Причины:
- обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы управления или его цепях;
- не размыкаются контакты реле включения электровентилятора;
- поломка контроллера или его цепи.
- Не работает карбюратор. Причины:
- вода в карбюраторе;
- засорены жиклеры или каналы карбюратора;
- нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства.
- Стук шатунных подшипников. Причины:
- недостаточное давление масла;
- чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами.
- Повышенный шум в коренных подшипниках. Причины:
- повышенные зазоры в коренных шейках коленчатого вала;
- неправильная затяжка крышек коренных подшипников;
- недостаточная смазка;
- ослабление маховика или ведомого диска сцепления;
- осевой люфт коленчатого вала меньше нормы;
- ослабление или поломка гасящего шкива.
- Стук поршней. Причины:
- увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами;
- чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне.
- овальность или конусность цилиндров;
- поломка поршневых колец;
- ослабление или заедание поршневых пальцев;
- нагар на поршне;
- изгиб шатунов.
- Стук впускных и выпускных клапанов. Причины:
- увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала;
- поломка клапанной пружины;
- чрезмерный зазор между стержнем и направляющей клапана;
- износ кулачков распределительного вала;
- отворачивание контргайки регулировочного болта распределительного вала.
- Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке. Причины:
- подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе;
- поврежден радиатор;
- слабо затянуты хомуты шлангов;
- повреждена пробка или прокладка пробки радиатора;
- повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов;
- подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров;
- повреждена прокладка головки цилиндров;
- подтекание жидкости из крана отопителя;
- подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости.
- Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала. Причины:
- ослабла цепь вследствие износа;
- заедание штока плунжера натяжителя цепи;
- поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя.
- Заметная течь масла. Причины:
- нарушение герметичности пробки маслозаливной горловины;
- повреждение прокладки топливного насоса или неправильная установка прокладки;
- нарушение герметичности прилегания крышки головки цилиндров (разрушение герметика) или неправильная установка крышки.
- Течь незаметна, но уровень масла падает. Причины:
- повреждение уплотнительного кольца распределителя зажигания;
- повреждение прокладки масляного поддона, неправильная установка поддона или нарушение целостности герметика в уплотненных местах;
- повреждение прокладки масляного фильтра или неправильная установка фильтра;
- повреждение заднего сальника или неправильная установка сальника;
- повреждение переднего сальника или неправильная установка сальника;
- ослабление задней заглушки распределительного вала, или неправильная установка заглушки;
- повышение давление масла из-за загрязнения клапана вентиляции картера;
- повреждение сальника крышки зубчатого ремня, или неправильная установка сальника;
- ослабление заглушек масляных каналов в задней части двигателя;
- слабая затяжка сливной пробки, или сорвана резьба пробки.
- Давление масла отсутствует. Причины:
- ослабление впускного патрубка маслоприемника;
- загрязнение маслоприемника или фильтра грубой очистки;
- залипание редукционного клапана;
- неисправны указатель давления или датчик давления масла;
- низкий уровень масла;
- засорение выпускного канала масляного насоса;
- неисправен масляный насос;
- повышенные зазоры в коренных или шатунных подшипниках.
- Повышенное давление масла. Причины:
- вязкость масла не соответствует норме;
- ослабление пружины перепускного клапана, или залипание клапана;
- неисправны указатель давления или датчик давления масла.
- Низкое давление масла. Причины:
- повышенные зазоры в коренных или шатунных подшипниках, а также в опорных шейках распределительного вала;
- низкий уровень масла;
- перегрев двигателя;
- ослабление пружины перепускного клапана, или залипание клапана;
- неисправны указатель давления или датчик давления масла;
- увеличение зазоров масляного насоса;
- разжижение масла из-за плохого качества или по другим причинам;
- подсос воздуха в патрубке маслоприемника или засорение.
- Повышенный шум со стороны газораспределительного механизма. Причины:
- повышенное трение штанг толкателей, задевание штанг за головку цилиндров;
- недостаточная смазка;
- износ коромысел клапанов или валика коромысел;
- утечка в гидротолкателях;
- поломка или деформация пружин клапанов;
- засорение гидротолкателей посторонними примесями;
- износ или деформация штанг толкателей;
- изгиб стержней клапанов;
- повышенный зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана;
- отсутствует сухарь клапана;
- ослабление коромысел;
- износ рабочей поверхности гидротолкателей;
- овальность седла клапана;
- уровень масла выше нормы (на 4-цилиндровых двигателях).
- Неприятный запах в салоне. Причины:
- под ковриками пола скопилась влага и грязь;
- опавшие листья или другой мусор попали в систему вентиляции салона.
- Спинка сиденья не фиксируется в заданном положении. Причины:
- сломаны зубья фиксатора спинки сиденья;
- выпал палец, соединяющий тягу с усилителем спинки.
- Спинка сиденья не возвращается из заданного положения. Причина:
- лопнула пружина механизмарегулировки.
- Ручка стеклоподъемника вращается, но стекло неподвижно. Причины:
- оборвался трос стеклоподъемника;
- сорвались шлицы на ручке стеклоподъемника;
- отсоединился кронштейн от опускного стекла.
- При повороте ключа в замке зажигания, звука стартера не слышно или слышны только щелчки тягового реле. Причины:
- аккумулятор разряжен или неисправен;
- окисление контактов аккумулятора и клемм проводов, слабая затяжка клемм;
- неисправен выключатель зажигания, не замыкаются контакты «30» и «50»;
- обрыв, окисление контактов в цепи питания обмотки реле включения стартера;
- обрыв, окисление контактов в цепи питания тягового реле стартера;
- ослабли крепления наконечников провода, соединяющего двигатель с кузовом автомобиля;
- окислены контактные болты и наконечники проводов на контактных болтах тягового реле стартера или ослабли гайки их крепления;
- неисправно реле включения стартера;
- неисправно тяговое реле стартера, обрыв или замыкание в удерживающей обмотке, окисление контактов;
- заедание вала якоря стартера в подшипниках, подгорание коллектора, зависание или износ щеток, межвитковое замыкание в обмотках или на «массу».
- Стартер работает (возможно, с сильным шумом), но коленчатый вал неподвижен или проворачивается рывками. Причины:
- пробуксовывает муфта свободного хода;
- поломка механизма привода, поводкового кольца, буферной пружины;
- повреждена шестерня стартера или зубья венца маховика, венец проворачивается на маховике.
- Стартер вращает коленчатый вал со скрежетом (возможно, после запуска двигателя слышен визг шестерни). Причины:
- сильный износ шестерни и венца маховика;
- шестерня не выходит из зацепления с венцом из-за неисправности привода, реле включения, замка зажигания (не размыкаются контакты «30» и «50»), тягового реле стартера;
- ослабло крепление полюсов стартера, сильно изношены подшипники или шейки вала якоря.
- Автомобиль дергается в начале движения. Причины:
- ступица ведомого диска заедает на шлицах первичного вала коробки передач;
- попадание смазки на рабочие поверхности дисков сцепления;
- сильный износ, коробление ведомого диска, трещины или отслоение накладок, поломка пружин гасителякрутильных колебаний, износ окон под пружины;
- задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска.
- Слышен стук в начале движения. Причины:
- разрушение опор двигателя, резинометаллических шарниров подвески;
- ослабла затяжка крепежных деталей подвески;
- износ подшипников карданной передачи;
- велик зазор в зацеплении шестерен или подшипниках главной передачи;
- велик зазор в шлицевом соединении переднего карданного вала;
- ослабло крепление карданного вала к фланцу редуктора заднего моста.
- Коробка передач сильно шумит. Причины:
- недостаточно масла в картере коробки передач;
- износ подшипников, зубьев шестерен и синхронизаторов коробки передач.



Не допускать поломок автомобиля – невозможно. Но, загоняя машину почаще на СТО, осматриваяя проблемные участки и своевременно меняя расходники – вы сможете уменьшить количество ремонтов. Запчасти для своей машины вы найдете на сайте Pantus.ru.