Электрика автомобиля и ее поломки
В любом автомобиле имеются электроприборы и огромное количество проводки. Суровые дилеммы ожидают того, у кого электрика выйдет из строя. Неправильная работа проводников может поспособствовать окислению соединений, стиранием контактов. Это и другие перебои в электрике могут серьезно отразиться на функциональности автомобиля.

На что обратить внимание
Ключ повернули, двигатель заработал – все внимание падает на приборку. Индикаторы в нынешних автомобилях имеют 3 цвета:
- предупреждающий красный – движение запрещено или нежелательно;
- требующий желтый – необходима проверка оборудования;
- информационный зеленый – осведомляет об исправности устройства.
Пока машина прогревается, больше времени на это уходит зимой, необходимо проконтролировать работоспособность приборов информирования и освещения снаружи авто, а именно:
- поворотники;
- аварийка;
- огни заднего хода;
- огни торможения;
- функционирование дворников;
- фары при включенном дальнем и ближнем свете.
В случае неполадок необходимо устранить на месте или доехать до ближайшего СТО за помощью.

Неисправности и причины
Рассмотрим 7 основных неисправностей, связанных с электрикой автомобиля:
-
Двигатель не заводится, индикаторы на приборке не загораются.
Причина: напряжение от аккумулятора не доходит в связи с тем, что слабый контакт проводов на клеммах аккумулятора или он полностью разряжен.
-
Двигатель не заводится, индикаторы на приборке загораются, но при запуске мотора отключаются или тускнеют.
Причина: у аккумулятора слабый заряд.
-
Двигатель не заводится, на приборке индикаторы загораются.
Причина: исправный стартер и коленвал, проблема в искре на свече, которая отсутствует. Возможно, вышли из строя свечи, катушки, распределители зажигания или коммутатор.
-
Аккумулятор разряжается при работающем двигателе.
Причина: ослаблен ремень привода генератора, слабый контакт на клеммах, неисправный аккумулятор.
-
Не функционирует сигнализация или приборы освещения.
Причина: предохранители и лампочки в нерабочем состоянии, требуется замена.
-
Неисправно вспомогательное оборудование (стеклоподъемники, аудиосистема, обогрев сидений и стекол, прикуриватель).
Неисправность оборудования или замена предохранителей.
- Систематическая поломка предохранителя одного конкретного электроприбора.
Требования к качеству проводов
Проводка должна обеспечивать пожарную безопасность, так как автомобиль находится в зоне риска внезапного возгорания. В любых проводах, в том числе и автомобильных, есть 2 основных фактора: короткое замыкание и токовая перегрузка. Именно правильная установка уменьшает риск перегрева и перегрузки, а изолирование проводки защищает от замыкания. Таким образом, даже если происшествие неизбежно, последствия будут минимизированы.

При выборе кабеля в машину надо отталкиваться от его электрических характеристик и физико-механических параметров. Если говорить об электрических характеристиках проводов – их задача заключается в безопасности и потере электроэнергии. Основные параметры: материал и диаметр провода. Это говорит о конкретных показаниях сопротивления на 1 м длины. Чем меньше будет сопротивление, тем менее затрачивается энергия при движении авто. К тому же провод с меньшей скоростью нагревается. В идеале использовать медный кабель, а не алюминиевый. Стоит заметить, что самые эффективные – это жилы из бескислородной меди. У них сопротивление еще ниже, но цена будет дороже. Выбирая диаметр жилы, стоит остановиться на среднем размере.
Физико-механические параметры затрагивают в большей степени изоляцию (защита от замыкания и оголения жилы). Выбирая провода важно обратить внимание на то, чтобы они:
- не плавились, не трескались;
- не дубели, не рвались;
- были изготовлены из прочного материала;
- не вступали в реакцию с химической промышленностью.
Важная роль изоляции в том, чтобы противостоять любым воздействиям со стороны. При пожаре огонь не должен распространяться.
Проверка двигателя по нагару на свечах зажигания
Для бензинового двигателя важную электрическую роль играют свечи зажигания. С их помощью можно провести диагностику и установить причину неправильной работы мотора. В стандартном состоянии свечи светло-коричневого цвета. Когда в топливной системе или в узле зажигания имеются нарушения – свеча чернеет. По нагару можно определить качество масла, работу цилиндра и т.п. При черном масляном нагаре желательно заменить маслосъемные кольца.
Свет фонарей
Оптические приборы напрямую связаны с электрикой. Когда фары или фонари не загораются или мигают, причин неисправности достаточно много:
- предохранитель перегорел;
- перегорел участок проводки;
- отошел контакт, плохой контакт и т.д.
Найти проблемную зону можно через контрольную лампу, мультиметр или вольтметр. Когда перегорел предохранитель, его заменить сможет любой автомобилист за 2 минуты. Если проблема с проводкой, желательно обратиться к специалистам, которые имеют образование электрика.
Поиск нарушения в авто электрике
Искать неисправность проводки желательно с прозвона проводов, которые объединяют механизм или устройство с другими приборами. Чтобы прозвонить электрику нам понадобится мультиметр или сигнальная лампочка 12В с соединительными проводами.

Инструкция действий с мультиметром:
- Включить режим вольтметра.
- Соединить один щуп к минусу аккумулятора (когда проверяемое устройство находится под капотом) или к массе транспортного средства выбрав на кузове место с хорошим контактом.
- Прикрепить второй щуп к падающему проводу в проверяемой цепи, заблаговременно демонтировав его с клеммы устройства.
- Провести аналогичные действия с остальными проводами.
Когда на мультиметре видно значение – напряжение есть, кабель исправный. Если при прозвоне нашли точку с отсутствующим напряжением – неисправность именно на этом участке.
Важно! В машине есть электрические цепи, в которых появляется напряжение при повернутом ключе в замке зажигания.Проверка качества заземления
Большинство автомобилей имеют аналогичную однопроводную схему проводки. Все устройства получают минус с помощью корпуса машины, качество заземления берет на себя не менее важную роль. Установить правильную работу заземления можно следующим образом:
- отсоединить аккумулятор;
- подключить 1 провод мультиметра к массе машины;
- 2 провод подключить к точке заземления или к проверяемому устройству;
- появившиеся значения необходимо согласовать с заводскими (если значения близки, заземление в норме).
Проверка целостности цепи
Действия:
- Отключить напряжение от цепи (убрать клемму с аккумулятора или устранить плавкий предохранитель).
- Подключить концы цепи к щупам мультиметра и проверить на целостность.
- Один щуп подключить к массе авто.
- На экране появились значения – разрывов в цепи нет.
- Экран остался статичным – разрыв присутствует.
Необходимый набор для починки авто проводки

Для ремонта понадобится:
- изолента – тканевая, термостойкая, водонепроницаемая;
- разъем «папа-мама»;
- мультиметр;
- паяльник;
- припой;
- зажигалка;
- канифоль;
- масло WD 40;
- скотч;
- бумага;
- термоусадочная трубка;
- ручка;
- контролька;
- схема проводки.
Способ применения:
- Изолента – необходима для изоляции поврежденного участка, защищает от влаги и перегрева.
- Разъем «папа-мама» - оголив провод на несколько миллиметров, обжать разъемом с помощью плоскогубцев. Разъем имеет 2 ряда усиков. Сначала 1 усиком первого ряда прижать провод за обмотку. Затем второй ряд прижать оголенный провод и дожать 2 усик с первого ряда.
- Мультиметр – универсальный прибор, объединяющий в себе омметр, вольтметр, амперметр. Омметр устанавливает сопротивление, вольтметр определяет напряжение в бортовой цепи, амперметр замеряет силу тока.
- Припой, паяльник, канифоль – спаивают место разрыва проводки.
- Термоусадочная трубка – выступает в виде изоляции места спайки. Необходимо натянуть на кабель и нагреть с помощью зажигалки. Трубка начнет сужаться, а участок изолируется от грязи и влаги.
- Контролька – взять одноконтурную лампочку 12В, подсоединить 2 провода. Один провод кинуть на массу, а на кончик второго установить иглу. Тыкая иглой в кабель, внимательно смотреть на лампочку. Когда она загорается – ток есть. Аккумулятор на время проверки подключен.
- Схема проводки – необходима для правильного подключения проводов.
- Бумага, ручка, скотч – необходимы для пометок устройств и проводов на время диагностики.
Правильное соединение проводов
Вариант 1. Популярный способ с минимальной надежностью – скрутка проводов. Два конца перекручиваются между собой, а в месте оголенного кабеля наматывается изолента.
Вариант 2. Если отталкиваться не от скорости, а от безопасности, то лучше соединить провода методом опрессовки. Нам понадобится: соединительная гильза и пресс-клещи.
Порядок действий:
- устранить изоляцию с кабеля;
- скрутить провода и поместить внутрь гильзы;
- обжать, используя пресс-клещи;
- изолировать соединение.
Вариант 3. Профессиональный подход – сварка. Нам понадобится: сварочный аппарат или пайка, паяльник и расходный материал.
Порядок действий:
- снять изоляцию с проводника;
- используя наждачку, зачистить жилу проводника;
- выбрать тип соединения жил;
- к жалу паяльника поднести припой и прогреть скрутку до такой степени, чтобы припой затекал в нее;
- как только пайка затвердела, промыть место, используя спирт;
- изолировать соединения.
Автомобильная электрика – важная составляющая в транспортном средстве. Ее поломка может вывести из строя сразу несколько узлов. Своевременная диагностика и правильный ремонт помогут машине функционировать в прежнем режиме.